Мой интерес к «Великой Войне» (Первая Мировая Война) возник очень давно. Читая письма, дневники, рассказы, обозрение тех или иных битв, ужасаешься тому что происходило больше ста лет назад. Жуткие события не могут не потрясать.
В 1914 году произошло поразительное и символическое событие, вошедшее в историю под названием «Рождественское перемирие». В ночь с 24 на 25 декабря на Западном фронте (Фландрия) солдаты воюющих армий, преимущественно британцы, немцы, французы самовольно прекратили боевые действия.
Началось все стихийно в немецких окопах. Немецкие солдаты стали ставить импровизированные елки, свечи, фонарики. Начали петь «Stille Nacht». Инициатива была с немецкой стороны, напомню, что немцы того времени были очень ориентированы на Рождество. Из Британских окопов, которые находились рядом с немецкими, сначала была тишина. Затем стали звучать ответные гимны. С двух сторон стали выкрикивать друг другу поздравления с Рождеством.
Со стороны немецких окопов стали подниматься солдаты, вначале один, потом целые группы начали выходить на встречу друг к другу. Офицеры делали вид, что не видят ничего, а некоторые выходили вместе с солдатами. Нейтральная полоса стала местом встречи. «Море» трупов, проволоки, воронок от артиллерийских снарядов.
Первое, что начало происходить на нейтральной полосе, сбор убитых, которые неделями лежали под открытым небом. При чем священники служили общие молебны, и все читали «Отче наш». В некоторых воспоминаниях это описывали, как «акт примирения с мертвыми», которые погибли, стали жертвой, в то время как другие продолжали жить.
Между солдатами было общение, они показывали фотографии своих жен, детей, родителей друг другу. Сравнивали форму, шутили, менялись друг с другом давая шоколад в замен получая колбасу, каски, значки, ремни... Пытались говорить на ломаном английском, немецком, французском. «Если бы это зависело от нас, войны не было бы…» говорили они. Даже играли в футбол, который рассматривали не как спорт, а признак нормальной жизни.
25 декабря 1914 года был день без войны. Не стреляли весь день. Готовили еду, пели гимны, читали письма из дома. Один британский солдат в своем письме домой написал: «Это был самый странный Рождественский день в моей жизни. Мы не стреляли, потому что не могли». Утром 26 декабря война вернулась. Где-то раздался одиночный выстрел, затем начался артобстрел, по приказу штаба. Иллюзия мира был разрушена.
После этого события, командование пресекало любые попытки братания, называя это предательством. Теперь все праздники сопровождались обязательными атаками, части чаще ротировали, чтобы солдаты не привыкали к врагу. Командование того времени усвоило – человечность мешает войне.
Почему это больше не повторилось? К 1916 году уже был Верден… Миллионы погибших, пропавших без вести, страдание в госпиталях, стеклянные глаза умерших от боли товарищей. Солдаты видели, как враг убивал их друзей. Пропаганда того времени превратила противника в не человека. «Рождество больше не может остановить ад войны» - написал в своем письме один солдат своей матери.
«Рождественское перемирие» - это не миф и не сказка. Это был краткий момент, когда образ Божий прорвался сквозь «дисциплину смерти». В этой реальной истории, доказательство того, что война держится искусственно: «приказами, страхами, идеологией и пропагандой». В этой истории я слышу звучащий голос: «мир возможен, но он хрупок…». Христос как будто родился 25 декабря 1914 года во Фландрии и на один день солдаты престали быть солдатами, а стали людьми.
Почему «Рождественское перемирие 1914 года стало возможным»? Видите ли, война длилась всего несколько месяцев. Иллюзии были еще живы. Ненависть еще не поглотила души и не стала системной. Солдат еше человек, а не единица. Верден 1916. Третий год войны, миллионы убитых, война стала механизмом в которой солдат расходный материал. Война поглотила и убила все человеческое. Верден был одним непрерывным адом, земля перепахана артиллерией, трупы стали частью ландшафта. В 1914 враг воспринимался как человек у которого есть семья, он чей-то сын, муж, брат, отец. У него есть лицо, имя с ним возможен диалог. Верден показал, как война изменила все. Враг перестал иметь лицо, душу стал целью. Трупы больше не убирают. Смерть становится фоном, «нормой». Она уже не ужасает. Французская фраза того времени звучала так: «В Вердене не умирают, там исчезают».
В истории «Рождественского перемирия» можно увидеть солдата, у которого тоска по дому, он не потерял надежду, веру, он может плакать без стыда. Верден рисует картину онемения, безразличия, автоматизма. «жить – значит ждать следующего обстрела» писал в своем дневнике молодой французский офицер. Многие солдаты, прошедшие Верден, не могли молиться, разговаривать, не могли вернуться к обычной жизни. Когда Первая мировая закончилась, некоторые солдаты приезжали в Верден, на места боев и часами лежали не земле без слез и эмоций, как будто ища свои души, потерянные в мясорубке Вердена.
Если бы Августин описывал эти события, это звучало бы так:
- 1914 – Мгновение благодати.
- 1916 – Царство греха.
Для чего я все это написал? Война не естественна, ее нужно поддерживать. Мир не утопия, он возможен, но требуется мужество. Если убрать лицо врага – приходит Верден. Вот такое получилось «окопное Евангелие»

Комментариев нет:
Отправить комментарий